В нашей жизни действуют законы, поэтому какой бы опыт мы не испытывали он сведется к трем внутренним отличиям позиции ученика от позиции гордыни.
Первое — это всегда чувство внутренней неуверенности, отсутствие опоры во второй позиции и смирение, принятие, уверенность, спокойствие — в первой.
Второе — это всегда суженое сознание, то есть, видим происходящее только в одном — двух вариантах. Действуя только в этом ключе, все попытки обычно заканчиваются неудачей. Но в силу того, что не видим других вариантов мы опять делаем, тоже самое — это и есть позиция гордыни. Когда же мы переходим в позицию ученика сознание как — будто раскрывается, и мы начинаем видеть другие грани или аспекты, которые раньше не замечали.
Третье — это всегда боль, страдания в позиции гордыни. Противоположные чувства в позиции ученика — спокойствие, а затем радость, которая проявляется как любопытство, энтузиазм, желание действовать.
Также у этих позиций есть одно внешнее отличие. В позиции гордыни мы получаем несколько сценариев жизни, которые преодолеть не можем. Это несколько ситуаций, которые вновь и вновь приходят в нашу жизнь, их еще называют «повторяющиеся кармические сюжеты».
А в позиции ученика мы получаем свободу, потому что жизнь распахивает все новые и новые горизонты. Мы можем все больше проявлять творчество, открываются новые перспективы, будто жизнь обновляется.
Важно помнить, что каждый раз трудности одни и те же, просто мы меняем внутреннюю позицию и в каждом случае мы получаем разную реальность.
Мы с вами в этот мир пришли как ученики, а это означает несовершенство.
Поэтому в нашу жизнь приходят трудности, чтобы мы поняли, что жизнь ставит перед нами задачу для изменения этих несовершенств. А значит, любые трудности и проблемы необходимо осмысливать с платформы: «Чему я должен здесь учиться?» или «Что мне нужно изменить в себе?».
Аудио фрагмент осенней сессии с Олегом Гадецким из Международной образовательной программы «Наука Жизни». Турция, ноябрь 2014 г.