27 мая 2013 года Олег Гадецкий — психолог, кандидат философских наук, автор книг и уникальных методик личностного роста, руководитель проекта «Психология Третьего Тысячелетия» ответил на вопросы детского психолога
Екатерины Бусловой — ведущей Международного проекта «Детская и Семейная Психология онлайн» iPsyholog.ru.
В интервью были затронуты вопросы, которые волнуют сегодня многих родителей:
• Как справиться с чувством гнева на ребёнка?
• Как правильно воспитывать мальчиков и девочек?
• Как можно избежать ограничивающих убеждений в адрес наших детей?
— Добрый день, мы сейчас находимся на шестом Международном Фестивале практической психологии в Ялте. И Олег Георгиевич Гадецкий, руководитель проекта «Психология Третьего Тысячелетия» любезно согласился ответить на несколько вопросов.
Олег Георгиевич, я часто консультирую родителей и один из наиболее распространённых вопросов, которые задают психологу родители — это «Что делать с гневом?».
Родители с одной стороны, осознают и понимают, что не хорошо кричать на ребенка и выплескивать на него свой гнев, а с другой стороны говорят о том, что наступает такой момент, когда гнев захлестывает и очень сложно сдержаться.
Они кричат на ребёнка, потом чувствуют вину, извиняются... Какая Ваша точка зрения на то, как работать с гневом? Вы говорите о том, что все знания должна быть практически применимы. Может быть, есть какой-то простой совет для родителей?
— Гнев идет от неудовлетворенности. Когда у человека есть неудовлетворенность, его очень легко разгневать. Любой повод можно найти. Поэтому суть не в том, чтобы контролировать гнев, а суть в том, чтобы изменить свою жизнь так, чтобы человек был удовлетворен, чувствовал полноту. В данном случае дело не в ребенке, а в родителе, который живет с чувством пустоты. Нужно менять это.
— То есть, заполнять эту пустоту?
— Нужно искать смысл в жизни, нужно развивать бескорыстие в жизни, нужно искать свое предназначение, нужно заниматься духовной практикой. Т.е. это все то, что наполняет жизнь человека.
— И тогда уже не нужны какие-то приемы и техники?
— Тогда не нужны приемы. Потому что когда есть счастье внутреннее, есть полнота, тогда вопросов не остается.
— Спасибо большое, очень важные вещи Вы говорите. Еще один вопрос. Тема этого фестиваля — лидерство, и мы говорили здесь о том, что в семье муж должен быть лидером для своей жены, а жена — лидером для своих детей. И если мы будем говорить о воспитании мальчиков и девочек, Вы можете несколько слов сказать об особенностях воспитания мальчиков и девочек?
Потому, что сейчас этой информации достаточно мало или она неполная. Такая информация только-только начинает появляться. И как раз Вы, Ваш проект являетесь тем самым носителем этого знания о различии между образованием, воспитанием мальчиков и девочек. Пожалуйста, скажите об этом несколько слов.
— Я думаю об этом лучше спросить Сергея Авакова. У него более реализованный опыт в этой сфере. Я могу общие какие-то вещи сказать. Очень важно, чтобы мать относилась к сыну, как к мужчине. Т.е. это означает, что очень важно всегда подчеркивать его авторитет, что он сильный, что она нуждается в его помощи. Когда маленький мальчик получает такое «послание» от матери, в нем начинает «вырастать» мужчина.
Очень важно, чтобы мать все время подчеркивала уважение к отцу в глазах мальчика и никогда публично не критиковала его. В присутствии как сына, так и дочери. Т.е. женщина, мать, она укрепляет авторитет отца в газах и дочери и сына.
Что касается дочери, то для дочери очень важен отец. Т.е. очень важно, чтобы мужчина, отец понимал, что это не только его дочь, это женщина будущая. Это означает, что в отношениях с отцом она учится тому, как «открывать» свой ум мужчине. Т.е. для женщины очень важно не держать свои эмоции в себе, а уметь открываться мужчине, рассказывать, просить его о какой-то поддержке.
— И если у нее есть такой отец, ей будет проще в будущем.
— Да, и в данном случае отец обучает девочку этому. Т.е. он обучает ее этой модели, как строить отношения с мужчиной.
— Он должен быть готов выслушать её?
— Да. А девочке очень важно, чтобы она каждую секунду чувствовала, что она может к нему прийти и о чем-то поплакать, о чем-то посоветоваться, что-то рассказать. В это время нужно оставлять все свои дела и отдавать внимание девочке, которая обучается общаться с мужчиной. Она начинает его глубоко уважать.
— Очень важные вещи вы говорите, спасибо. И ещё вопрос к Вам. Мы сегодня говорили о том, что в нашей жизни очень много ограничивающих убеждений, которые часто мы несем из детства. И вот сейчас, будучи взрослыми, как мы, родители, можем удержать себя от того, чтобы не передавать эти ограничивающие убеждения нашим детям? Есть ли какие-то сигналы в нашей речи, которые могут нам указать на то,что мы передаём ограничивающие убеждения? Например: «Если ты..., то...», или: «Ты всегда...»
— Сигналы очень простые — никогда не нужно давать оценку. Очень важно, чтобы родители учились поддерживать ребенка, его какое-то творчество, инициативу, разум, способность мыслить самостоятельно. Оценка убивает, закрепощает. В оценке, собственно, и передаются все эти ограничения.
— Спасибо Вам огромное, что уделили нам время и ответили на эти важные вопросы.
— Спасибо.
Интервью с Олегом Гадецким для проекта «IPSYHOLOG.RU» Как воспитывать ребенка? 27 мая, Ялта, 6-ой Международный Фестиваль Практической Психологии.